Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2004 / Сальвадор Дали: 100-летие одного гения

Личность и мир: люди, события, книги

Стр. «208—212»

Мигель Паласио

Сальвадор Дали: 100-летие одного гения

Прошел целый век с тех пор, как наш бренный мир почтил своим появлением гениальный живописец, рисовальщик, график, самый известный испанец ХХ столетия Сальвадор Дали. Этот человек говорил о себе как о гении и в третьем лице: «Дали рисует», «Дали думает», «Дали утверждает». Он называл себя «Божественным Дали» и опубликовал свои дневниковые записи под заголовком «Дневник одного гения». Он сумел сделать из безумия искусство и превратить свою жизнь в грандиозный Обман, Великую Ложь, бесконечный фарс.

Гений бросил дерзкий вызов

Малая родина Сальвадора Фелипе Жасинто Дали- и-Доменеча – Фигерас, небольшой город в испанской провинции Жирона, на севере Каталонии. Он родился там в восемь сорок пять утра 11 мая 1904 года. С. Дали говорил: «Я убежден, что все великие люди прошлого, все те, чьи души образуют обволакивающую нас мистическую сферу – питательную почву духовности, – объединили свои усилия в то мгновение, когда я явился в мир, мгновение, когда гений человека бросил смерти свой самый дерзкий вызов».

С. Дали проявил склонность к живописи еще в раннем детстве. В 18 лет он поступил в Академию изящных искусств в Мадриде. Оттуда его выгнали из-за того, что на экзамене он заявил преподавателям, что знает об искусстве намного больше, чем они все вместе взятые. Это – лишь один из сотен экстравагантных поступков великого испанца.

Молодой Сальвадор Дали уезжает в Париж, где входит в круг сюрреалистов. Сюрреализм* станет магистральной линией в творчестве художника. Известна такая его фраза: «Я не сюрреалист. Я сюрреализм». В апреле 1929 года С. Дали вместе со своим другом, будущим всемирно известным кинорежиссером Луисом Бунюэлем снял фильм «Андалузский щенок»**, признанный кинематографическим манифестом сюрреализма.

«Мой друг Лорка»

В то время самым близким другом Сальвадора была восходящая звезда испанской поэзии, романтичный и рафинированный Федерико Гарсиа Лорка. Их отношения дали повод для многочисленных слухов и сплетен. Существует легенда об их бурном романе. Как бы то ни было, Федерико Лорка, погибший в августе 1936 года от рук фашистов, занял очень важное место в жизни Сальвадора Дали. Незадолго до смерти, находясь в полусознательном состоянии, гениальный художник отчетливо произнес: «Мой друг Лорка».

Гала – главный человек в судьбе Сальвадора Дали

Главным человеком в судьбе Сальвадора Дали, его ангелом-хранителем была его жена уроженка России Елена Дмитриевна Дьяконова, взявшая себе псевдоним Гала. Впервые они встретились в 1929 году и полюбили друг друга с первого взгляда. Через несколько дней после знакомства Гала, которая была старше Сальвадора на десять лет, сказала ему: «Не волнуйтесь, дитя мое. Мы никогда не расстанемся». Эти слова оказались пророческими. Они прожили вместе более полувека. Разлучила их смерть Гала, настигшая ее в 1982 году в возрасте 88 лет. Облик обожаемой супруги присутствует практически на всех полотнах Сальвадора Дали. Когда художника спрашивали: «С какой женщиной Вы хотели бы провести ночь?» – он неизменно отвечал: «Я абсолютно верен Гала».

Гала сыграла важную роль в создании имиджа Сальвадора Дали: безумный взгляд, фирменные усы, которые сам маэстро называл «антеннами для восприятия искусства», эпатаж во всем. «Более всего я люблю устраивать театральные эффекты, – признавался живописец. – У меня был девиз: главное – пусть о С. Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо ». Он ходил в немыслимых костюмах и парике, похожем на веник, украшал шляпу тухлой селедкой, на одной лекции появился одетым в скафандр, насыпал в свой «Роллс-Ройс» гору цветной капусты, гулял по Парижу с муравьедом на золотой цепочке, держал на балконе своего люкса в роскошном парижском отеле коз, на нью-йоркской презентации подписывал свои книги, нарядившись Санта-Клаусом, устраивал эротические спектакли. Однажды в ресторане он бросил тарелку с супом в сидевших рядом посетителей; они же кинулись к нему за автографами.

Наслаждение работой

С. Дали с успехом занимался самыми разнообразными вещами: писал искусствоведческие статьи и манифесты, философские трактаты, романы, поэмы, моделировал ювелирные украшения, конструировал мебель, создавал декорации к операм, театральным постановкам и кинофильмам, фотографировал, участвовал в телевизионной рекламе, выпускал под своим именем духи, чулки, галстуки с фрагментами своих картин. Но основной, всепоглощающей страстью Сальвадора Дали была живопись. Он наслаждался своей работой и нередко по 12–14 часов не выходил из мастерской. «Я пишу картины потому, что не понимаю того, что пишу», – говорил он. Фундаментом изобразительного искусства он считал рисунок и изучал его, пока не достиг совершенства. Его полотна никого не оставляют равнодушным. Одни только их названия не могут не привлечь к ним внимание: «Приспособление для желаний», «Предместье параноидально-критического города. Вечер на берегу европейской Истории», «Великий Мастурбатор», «Вызывающий чувственность пиджак», «Останки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон», «Молодая девственница, предающаяся сама с собой содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия», «Я в возрасте десяти лет, когда я был ребенком-кузнечиком», «Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем», «Череп с лирическим отростком, опирающийся на тумбочку, у которого такая же температура, как в гнезде кардинала»***

Под влиянием психоанализа

Настольной книгой маэстро было «Толкование сновидений » Зигмунда Фрейда. В начале творческого пути Сальвадор Дали находился под сильным влиянием «отца психоанализа». В своих картинах он использовал ошеломляющие фантастические образы, которые называл «рисованными фотографиями снов». Сальвадор познакомился с легендарным «венским доктором» в 1938 году, незадолго до его смерти. После этой встречи великий ученый в письме другу отмечал «явно искренние и фанатичные глаза» молодого испанца, его «превосходное техническое мастерство». З. Фрейд был поражен внешним видом художника: «Не удивительно, что у них там в Испании идет Гражданская война, если все они выглядят подобным образом».

Легенда при жизни

Сальвадор Дали преклонялся перед Эль Греко, Веласкесом, Гойей, Вермеером и Пикассо. Впрочем, о Пикассо, убежденном коммунисте, Сальвадор в годы правления в Испании фашистского режима генералиссимуса Франко часто отзывался нелестно. Однажды он сказал: «Пикассо – гений. Я тоже. Пикассо – испанец. Я тоже. Пикассо – коммунист. Я тоже нет». Дали стал легендой еще при жизни. В 1961 году на доме, в котором он родился, была открыта мемориальная доска. Во время торжественной церемонии кто-то в толпе крикнул: «Кретин!» На это герой дня отреагировал так: «Его надо беречь. Таких, как он, уже почти не осталось ». Испанский король Хуан Карлос Первый пожаловал «живому национальному достоянию» титул маркиза де Пубол****. В Фигерасе был возведен великолепный Театр-Музей прославленного художника. Там он и скончался 23 января 1989 года на 85-м году жизни.

Столетие праздновал весь мир

Столетие Сальвадора Дали праздновал весь мир. Испанское правительство объявило 2004 год Годом Дали. В Испании и во многих других странах вышли в свет сотни книг, посвященные великому маэстро. Оригинальным способом почтили память знаменитого земляка колбасники города Жироны. Они изготовили свиную колбасу, «бутифару», которую обожал Дали, длиной 850 метров и весом в целую тонну. Откликнулись на юбилей испанского гения и в России. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина была организована выставка «Офорты Сальвадора Дали».

Мечта о России

Россия… О ней С. Дали грезил всю жизнь. Мечтал увидеть ее воочию (этой мечте не суждено было сбыться) и безумно любил женщину, которая была русской до мозга костей (об этом свидетельствует тот факт, что она завела в своем замке настоящий русский огород). В дневнике Сальвадора Дали есть такая запись: «Эта далекая белая страна как нельзя лучше отвечала моей патологической страсти ко всему совершенно необычайному, и чем явственнее становилась Россия, тем смутнее и нереальнее казались привычные улочки Фигераса. Пошел снег, едва я возжелал превращения нашего городка в Россию. Я так ждал и жаждал этой метаморфозы, что нисколько не удивился, просто душа моя тихо возликовала, и с тех пор и длится мой беспробудный сон наяву, и чего только не случалось со мной в этом сне».


 

* Сюрреализм (от франц. surrealisme – «сверхреализм») – направление в искусстве, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сновидения и др.). Несколько десятилетий сюрреализм был методологией всей европейской культуры.

** «Андалузскими щенками» мадридская молодежь называла выходцев с юга Испании. Это прозвище означало «слюнтяй», «размазня», «недотепа», «маменькин сынок».

*** Кардинал – птица семейства овсянковых.

**** Пубол – старинный замок, в котором Дали провел последние годы жизни.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности