|
|||
Авторизация
|
Архив воспоминаний о детстве Университета Российской академии образования
1. Автобиографический подход к изучению детства«Слишком часто взрослые, имея дело с детьми, не помнят Автобиографическое «окно» в мир детства Существует большое количество вопросов, связанных с развитием личности конкретного человека, на которые, как кажется на первый взгляд, ответить практически невозможно. Какое место занимает детство в жизни конкретного человека, как его индивидуальное детство вписано в детство его эпохи, социальной группы и т.д., насколько оно вариативно и уникально? Как тот или иной ребенок справляется с личностными кризисами и как он впоследствии оценивает этот свой опыт? Как в нем возникают смысложизненные ориентиры? Эти и подобные им вопросы являются ключевыми для понимания человека психологом, педагогом, социологом, этнографом, историком. Чтобы на них ответить, необходимо постараться встать на точку зрения изучаемого человека в тот период его жизни, который нас интересует, — в период детства. Однако способов изучения подобных проблем, способов проникать в детский мир и смотреть на процесс воспитания и обучения глазами ребенка очень немного. Важнейшим, но при этом довольно-таки многослойным источником сведений являются воспоминания о детстве. Общие курсы по педагогике, психологии, педагогической антропологии закладывают основы знаний о процессах развития и обучения человека. Практическая же работа с воспоминаниями дает возможность научиться понимать изменчивость, многовариантность детства и отдельных детских судеб, анализировать уникальные в своем разнообразии ситуации развития конкретной личности. Работа с воспоминаниями дает специалисту-человековеду эмоциональную и умственную подготовку к встрече с самыми разными вариантами проблем, связанных с развитием реального ребенка и взрослого. Как пишутся автобиографии Фиксация воспоминаний любым человеком, вне зависимости от того, считает ли он нужным заносить его результаты на бумагу, сообщать о них устно или держать их только при себе, является сложнейшим процессом. Рассказывая другим или самому себе о своем прошлом, автобиограф уже внутри себя оценивает материал, решая, что и как поведать избранной им аудитории. Он реконструирует прошлое с точки зрения ретроспективы, то есть уже зная о «последствиях», к которым привели те или иные поступки и события. Отрывочные воспоминания он объединяет в одно «произведение», в котором лакуны памяти восполняются художественным гением рассказчика и стереотипами времени. В зависимости от текущей ситуации, от видения себя и отношения к своей успешности/неуспешности в жизни автобиограф выбирает содержание, тональность и образность своего рассказа. Один и тот же человек в разные дни и годы будет рассказывать об одном и том же моменте своего прошлого совершенно по-разному. Известно, что написанию автобиографии нередко предшествует ситуация так называемого автобиографического кризиса, в результате которого человек приходит к необходимости начать работу над автобиографией — для понимания себя, для реабилитации своего прошлого, для назидания идущих за ним следом, для реванша по отношению к текущей ситуации, для преодоления страха смерти и хода времени… Значение общей культуры автора Большое значение имеет общая культура автора воспоминаний, его образовательный и профессиональный статус, его возможности в плане владения словом, то есть способность выразить себя, выразить то, что хочется сказать. Далеко не всегда это сказанное есть выражение себя. Автобиограф нередко стремится писать «о времени, а не о себе», описывая не себя и свои чувства, а тех и то, что его окружало. Создается своеобразный, очень интересный памятник эпохе, но нередко без героя, по крайней мере, явно, на сцене. Каждое поколение переживает жизненный опыт по-разномумммм Каждое поколение переживало свой жизненный опыт по-разному. Существует, например, история эмоций, исходя из которой воспоминания людей разных поколений сильно отличаются друг от друга. На эти отличия влияет и то, что представители разных поколений реализуют в своем сознании различные стратегии меморизации. Каждая эпоха имеет собственную иерархию важности и неважности различных аспектов и сторон жизни личности, следовательно, значимости не только их воспроизведения в рассказе, но и самого запоминания того или иного случая в жизни, пережитого, но нередко незафиксированного памятью. К этому еще следует добавить влияние характерных для того или иного поколения представлений о допустимости или недопустимости самого разговора на те или иные темы (прилично или неприлично сказать об этом?). Зависимость воспоминаний о детстве от оценки автобиографии детства вообще и личности в целом Воспоминания о детстве зависят также от общей оценки автобиографом детства вообще и личности в целом, оценки, характерной как для него лично, так и для определенного поколения, этноса, региона, пола и т.д. Долгое отсутствие в России идей о ценности конкретного человека, значимости его личностного начала приводили, естественно, к пренебрежению таким «совсем уж» несовершенным периодом в истории «человеческого материала», как детство. Поэтому «цена ребенка» была достаточно низкой, отсюда и представления о неважности периода детства, о необходимости не только его побыстрее пройти, но и еще быстрее о нем забыть. Многие воспоминания отражают такое пренебрежительное отношение к детству его почти полным отсутствием в композиционной структуре текстов. Этапы развития автобиографического жанра воспоминаний о детстве Развиваются не только человек, его личное начало, его «Я» и т.д. Развиваются и способы рассказов о себе вообще и о своем детстве в частности. Наши бабушки и дедушки не так рассказывают о своем детстве, как это делаем мы с вами, а наши дети будут рассказывать не так, как мы, и не о том, о чем рассказали бы мы. История рассказов о себе прошла долгий путь, на протяжении которого вместе с изменениями в людях рождались и изменялись различные средства выражения себя в воспоминаниях, цели таких рассказов. Первые повествования человека о самом себе и о своем детстве появились еще в эпоху древних цивилизаций. Редкие сохранившиеся хеттские, египетские, месопотамские тексты свидетельствуют о том, что основной целью таких рассказов было продемонстрировать свое соответствие принятой модели поведения, нормативной биографии выдающегося человека статусно регламентированного общества, а также внимание того или иного божества к своей личности на самых ранних этапах ее жизни. Позднеантичная и средневековая эпохи породили исповедь, и исповедальность стала важной чертой автобиографики детства. Затем появилась летопись, последовательная хронологическая запись событий, и ранние автобиографы с радостью восприняли возможность рассказать о своей жизни просто переходя от года к году, из десятилетия в десятилетие. Новое время изобрело мемуары как записки о происходившем, в котором их автор принимал участие. Автобиографии ценят именно за их мемуарность те, кому нужны прежде всего рассказы об эпохе, а не о личности. Решающим периодом в рождении именно жанра воспоминаний о детстве стал переход от восемнадцатого к девятнадцатому веку, когда господствующий в европейских умах романтизм провозгласил самоценность каждого периода в истории индивидуальной человеческой жизни, в том числе — детства. В воспоминаниях появились обширные разделы о детстве, возникли даже автобиографические произведения только о детстве. Девятнадцатый век привнес в концепцию автобиографии идею психологического реалистического романа как истории внутреннего изменения героя. В конце двадцатого века автобиографии детства уже пишут, используя возможности самых разных жанров — от фантастики до дискретного постмодернистского моно(диа)лога. Зачем автобиография? Автобиографический метод изучения детства предполагает активное включение в работу собственного жизненного опыта исследователя, его воспоминаний о своем детстве. Учет собственного персонального опыта «эпохи детства» необходим любому специалисту, работающему с людьми. Максимально возможное понимание себя, своих особенностей, установок, предпочтений, сложившихся в детстве, дает ему «оперативный простор» для общения с «клиентом», позволяет учесть собственное своеобразие для адекватной интерпретации другого человека. Не секрет, что психолог или педагог есть не только специалист по излечению душ, но одновременно и инструмент («скальпель») в собственных руках, поскольку помощь клиенту проводится путем взаимодействия «доктора» и пациента. Именно поэтому во многих западных университетах существует автобиографический тренинг будущих психологов и педагогов, в процессе которого они рассказывают друг другу истории своей жизни и анализируют их. Почему автобиография? В то же время автобиография как источник знаний о человеке имеет удачное свойство — она оказывается понятной и близкой широкой читательской аудитории, практически не вызывая ни у кого отторжения вследствие трудности текста. Она может быть осмыслена на разных уровнях, начиная от обыденных размышлений и кончая сложным психологическим, социальным, педагогическим, историческим и даже литературным анализом [2]. Результаты такого анализа могут обсуждаться как теоретиками, так и специалистами-практиками, как узкими профессионалами, так и «широкой педагогической и психологической общественностью». Автобиография дает возможность не только разноуровневого анализа текста о развитии личности, в зависимости от целей и задач исследования, но и разнонаправленного, зависящего от интересов и специализации ученого. Детство открывает собой жизнь человека Каждый возрастной период — младенчество, детство, юность, зрелость, старость — играет важную роль в жизни человека. Детство открывает собой жизнь человека. Детство — это не только «прелюдия» к взрослости, не просто «подготовительный класс» перед вступлением в жизнь — детство ценно и значимо само по себе. Но юность, и зрелость, и старость во многом оказываются определены именно тем, как прошло детство человека. Всегда есть возможность преодоления негативных сторон, имевшихся в индивидуальном детстве, и развития позитивных сторон, скрытых в нем же, но для этого следует научиться понимать детство каждого конкретного человека. «Свое детство» Детство для каждого человека имеет не только общекультурное, и — прежде всего — индивидуальное измерение. У каждого есть «свое детство», сохраненное в воспоминаниях. Даже у тех, кто постарался по каким-либо причинам навсегда вычеркнуть свое детство из памяти, оно продолжает подспудно влиять на его дальнейшую жизнь. Скажем об этом словами Ж.П. Сартра, размышлявшего над процессом своих воспоминаний: «Я держу прошлое на почтительном расстоянии. Первые годы жизни в особенности вымараны мной начисто; взявшись за эту книгу, я вынужден был потратить много времени на расшифровку перечеркнутого. Когда мне было тридцать лет, друзья удивлялись: «Можно подумать, что у вас не было ни родителей, ни детства». Болваны, мне это льстило». Но дальше, с возрастом, пишет Ж.П. Сартр, детство все равно сумело пробиться «из-под асфальта» запрета: «В пятьдесят лет я сохранил свои детские черты, пусть и изношенные, стершиеся, попранные, загнанные вглубь, лишенные права голоса. Обычно они прячутся в тени, подстерегают; чуть ослабишь внимание — они поднимают голову и, замаскировавшись, вырываются на белый свет...». И в конечном итоге Ж.П. Сартр, как и многие другие авторы воспоминаний, делает вывод: «У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами — все решает детство» [3]. Возможности автобиографического метода исследования детства С помощью автобиографического метода исследования детства можно, например, проследить: 1 — особенности периода детства в структуре жизненного пути индивида; 2 — факторы, влияющие на развитие личности в процессе воспитания и обучения ребенка; 3 — особенности детских реакций на эти влияния, черты детского мировоззрения; 4 — возможности взаимодействия с детьми отдельных взрослых людей и общества в целом без разрушения мира детей миром взрослых; и т.д. Интерес к автобиографическим воспоминаниям о детстве в структуре гуманитарных наук Воспоминания о детстве людей различных поколений показывают историю мира детства, историю эмоционального и ментального мира детей, историю педагогической практики и социально-психологического опыта, историю социализации так, как все это можно увидеть глазами «бывшего ребенка». Интерес к единичному, уникальному, субъективному в отечественной гуманитаристике уже значительно потеснил традиционные исследования общего, типичного, объективного. От изучения процессов и их закономерностей произошел переход к изучению «случаев» и «казусов». Такой тип исследований стало принято называть «микроисследованиями», или «качественными исследованиями» в отличие от «макроисследований», или «количественных исследований» групп, поколений, профессий и т.д. Оба направления имеют равноценную значимость для науки и практики. Они не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. В центре внимания конкретная жизнь реальной личности В центре микроисследований оказывается не человек «вообще», а конкретная жизнь реальной личности, причем эта личность может быть, в отличие от классической биографии, на первый взгляд, абсолютно ничем не выдающейся. Описание и анализ индивидуальной жизни и выбираемой человеком стратегии поведения оказались применимы не только в литературе как художественный прием, но и в психологии, социологии, истории, антропологии, педагогике, этнографии с целью познания способов существования людей в данном обществе и их обусловленности либо необусловленности. В социальных науках такой подход получил название «биографического метода» [4]. Этот метод в значительной степени построен на автобиографических воспоминаниях, собранных социологами и социальными психологами. В исторической науке родственными социальному биографическому методу оказались методы так называемой устной истории, также нацеленной на сбор и анализ «субъективных свидетельств» [5]. Автобиография в виде текста литературного произведения — предмет анализа литературоведов, историков, культурологов, которые показывают, как изменчивы воспоминания людей о себе в зависимости от исторического времени, от эпохи и ее культуры, от законов жанра, в рамках которых создавался автобиографический текст. Обращение педагогики к автобиографиям детства Обратились со своими специфическими вопросами к автобиографии и педагогические науки. Еще в 1930-е годы известным российским педологом Н.А. Рыбниковым и немецким педагогом Куртом Улигом разрабатывался биографический метод и использовались автобиографические материалы для изучения детства, однако в России это начинание вскоре было пресечено официальной педагогикой [6]. В Германии ренессансу автобиографического метода в педагогике в 1960-е годы положили начало Э.Хоффман и Ю.Хеннингсен. Хеннингсен писал: «педагогика исследует автобиографии, так как они отсылают исследователя к индивидуальным историям обучения. Под обучением подразумевается не только и уж во всяком случае не в первую очередь учеба в школе. История обучения — вся жизнь человека» [7]. Современные западные исследования в области педагогики, использующие биографический и автобиографический материал, многочисленны и разнообразны. Работы подобного типа, отсылающие читателя к живому материалу повседневности той или иной эпохи, по убеждению их авторов, могут дать больше для воссоздания сложных и вполне конкретных путей социализации индивида, чем работы, описывающие лишь саму систему образования. Не система образования так, как она отражена в законодательных и нормативных документах, а живой человек в тисках этой системы — вот что становится приоритетным объектом современного педагогического исследования на основе автобиографий детства. Осмысление значения воспоминаний о детстве в психологии Среди наук о человеке важность воспоминаний детства впервые была замечена психологией и психоанализом. В последнем особое значение придавалось именно детскому психическому опыту, часто оттесненному в «бессознательное». Уже в начале XX века З.Фрейд и его последователи стали обращаться к автобиографическим материалам о детстве и к живым воспоминаниям своих пациентов. Однако, как выяснилось, автобиографические воспоминания трудно всерьез проанализировать, не привлекая знаний о структуре, функциях и механизмах автобиографической памяти личности, не рассматривая пласт сознательного репрезентирования индивидуального опыта в рассказе о себе. Исследования автобиографической памяти В разработку этой части проблемного поля, находящегося вне психоанализа, внесли большой вклад современные психологи, развившие особое направление — «автобиографическая память и ее изучение» [8]. Проводимые ими исследования механизмов запоминания помогли отойти от примитивных оценок воспоминаний как «неправды», «выдумок» и показать работу памяти по отбору и определенной схематизации событий и явлений собственной жизни, все из которых доподлинно память не в состоянии удержать, а язык не всегда в состоянии выразить. Особую проблему для психологов представляет детская автобиографическая память, имеющая явные отличия от памяти взрослых. Логика ребенка, логика детства — это иное измерение, имеющее свои внутренние законы. Его природа неподвластна рациональной логике здравомыслящего взрослого. Поэтому воспоминания о детских годах — это всегда препарирование, «хирургическая операция», совершаемая автором над своей памятью, когда он выстраивает в нечто единое и цельное то, что изначально единым и цельным не является. Может быть, именно эта особенность объясняет тот факт, что гораздо чаще, чем у других людей, интереснейшие воспоминания о детстве выходят из-под пера «нездравомыслящих взрослых», среди которых, например, детские писатели и художники. Потребность в особых методах обработки и анализа автобиографий Таким образом, для многих отраслей знания о человеке автобиографии являются наиважнейшими источниками, но они требуют определенных методов обработки и анализа. Задача в том, чтобы из рассказа человека о себе не только узнать об определенных событиях его жизни, но и увидеть, что стоит за фактологическим изложением и субъективными высказываниями автора. Ведь автобиография человека — не учебник, в котором читающему с дидактических позиций преподносится определенная сумма знаний, как жить, «рецептура судьбы», хотя «записки о себе» подчас и претендуют на такую наставническую функцию. Автобиография также и не зеркало, в котором точно отражается прошлое. Отражение в нем искажено, ибо ни один факт, ни одно рассуждение не попадают в автобиографию случайно. Они зависят и от того, как человек хочет быть «представлен» в своей автобиографии публике, и от того, зачем это «рассказывание о себе» нужно лично ему самому, от индивидуальных (групповых) особенностей его памяти, и от многого другого. Вопросы к воспоминаниям о детстве В связи с вышесказанным к воспоминаниям о детстве возможно подходить по-разному, задавая самые различные вопросы. Прежде всего это вопросы по следующим позициям: • сведения об объективно существовавшей исторической среде, в которой рос рассказчик (рассказчица); • сведения об общих условиях протекания детства (вообще, для данной локальной группы, сословного статуса, пола и т.д.); • представления о детях тогда и теперь; образ ребенка как такового и отношение автобиографа к детям вообще; • представления о том, зачем иметь детей; • что значило «быть ребенком»: дети как субъекты в социуме (их возможности и прочее), общество с точки зрения ребенка, оценка детства (конкретного и идеального) автобиографом; • «детская культура» — что это? (сообщества детей, мир их эмоций и т.п.); • особенности личного, персонального опыта (и его осознания) у конкретного автора («казусы», «эпизоды» детства); • особенности конкретного варианта соединения персонального опыта и педагогики соответствующего времени (идеи и педагогическая деятельность поверяются биографиями учеников, прошедших через это педагогическое воздействие); • где рассказ о себе, где — о детстве своего времени, а где — о детстве вообще? • композиция повествования, цель повествования, причины данной композиции, причины появления в наррации тех или иных эпизодов; • что именно открывает автор, рассказывая о своем детстве? рассказывает ли он о своем детстве или о модельном, идеальном детстве, таком, каким бы он хотел, чтобы оно было? • центральные эпизоды, типичные/нетипичные мотивы поведения (в изображении и в оценке автора и воображаемой им аудитории читателей его произведения); • соотношение рассказов о детстве с важными темами современных автору и современных нынешнему читателю исследований детей; • отношение к детству по сравнению с другими периодами жизни; определение детства автором (что такое — детство?); • детство как период (время) и детство как качество жизни (которого может и не быть: «У меня не было детства»); • взаимосвязь истории персонального детства с его интерпретацией нарратором; • в чем видит автобиограф связь себя сегодняшнего с собой-ребенком; какую роль играет в этом память — помогающую или мешающую? Пределы и возможности автобиографического метода исследования детства Проанализировав вышеуказанные позиции и вопросы (а их, конечно, можно и нужно расширять и видоизменять в зависимости от склонностей каждого исследователя), подойдем и к одной из самых главных для нашего направления проблем: насколько рассказ данного взрослого о своем детстве есть источник для понимания детского опыта, опыта конкретного детства, а насколько — источник для реконструкции представлений и мнений писателя о детстве вообще? Мы показали только некоторые аспекты возможного анализа автобиографии исследователями детства. Могут быть и другие. Практически любая тема, изучающаяся по курсам возрастной психологии, психологии личности, педагогики и педагогической антропологии, социальной антропологии и культурно-исторической психологии, может быть изучена на основе персональных воспоминаний о собственном детстве. Однако материал, с которым приходится работать тому или иному исследователю автобиографий, требует к себе особого внимания и особых подходов. В зависимости от конкретных задач, которые поставлены перед исследованием, формируется и логика анализа текстов воспоминаний. Автобиографические материалы, если грамотно задавать вопросы к тексту, помогают раскрывать экзистенциальную и феноменологическую проблематику «человека развивающегося». История автобиографического проекта Университета РАО Воспоминания о детстве самых разных времен, стран и поколений могут изучаться, как мы уже сказали, самыми различными специалистами. С 1997 года при кафедре педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета Российской академии образования существует проблемная инициативная группа по исследованию автобиографических текстов о детстве. В 1998 году была издана первая книга — «Природа ребенка в зеркале автобиографии». В нее вошли фрагменты из воспоминаний XIX—XX веков, по большей части уже опубликованных ранее. Книга содержит 11 глав, каждая из которых посвящена определенной проблеме детства, о которой рассказывают сами дети, ставшие взрослыми (детство и судьба, каприз, страхи, игры и фантазии, дружба и любовь, детское чтение, детская религиозность, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, школой). Направления исследования После выхода первой книги дальнейшая работа продвигалась в трех направлениях. Исторические изыскания С одной стороны, проведены исторические изыскания, связанные с реконструкцией основных этапов возникновения и развития жанра автобиографических воспоминаний о детстве. Выпущены три книги: О.Е. Кошелевой «”Свое детство” в Древней Руси и России эпохи Просвещения» (М., 2000), куда вошли исследование и тексты воспоминаний о детстве русских авторов XVI—XVIII веков; и два тома западноевропейских воспоминаний о детстве под общим названием «Память детства» (М., 2001). Первый том включил тексты III—XVI веков, а второй — тексты XVII—XVIII веков. Теоретико-методологические разработки С другой стороны, были осуществлены теоретико-методологические разработки автобиографической проблематики в связи с изучением отражения в ней персонального и поколенческого опыта детства. В 2000 году изданы монографии В.В. Нурковой «Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности» (удостоилась Премии Российской академии наук) и Ю. Хеннингсена «Автобиография и педагогика». Эти работы заложили в отечественной науке основы психологического и историко-педагогического рассмотрения воспоминаний о детстве. Создание Архива воспоминаний о детстве Третьим направлением стало создание Архива воспоминаний о детстве, в котором с 2000 года собираются неопубликованные автобиографии, эссе и интервью о детстве россиян различных поколений. На начало 2003 года таких воспоминаний собрано уже свыше пятисот. Из них около двухсот самостоятельно записанных воспоминаний о детстве, остальные — тексты интервью, часто превращавшихся в диалоги о детстве, где респондент отвечает на задаваемые ему интервьюером вопросы. Создан каталог текстов и аудиокассет, имеющихся в Архиве. Формируется библиотека. Материалы Архива — основа исследований специалистов разных организаций Материалы Архива являются основой исследований, которые проводят специалисты разных организаций. В настоящий момент по воспоминаниям о детстве осуществляются исследования роли неполной семьи в социализации девочек и мальчиков, религиозной социализации в системе отношений между поколениями, конфликтов в семье и другие. На основе автобиографической практики и тренингов у студентов Университета РАО и Гуманитарного педагогического института (Москва) вырабатываются навыки индивидуального стиля работы педагога и психолога, профессиональной компетентности в работе психолога с клиентом различного возраста. Методика подхвачена коллегами в Ижевске и Волгограде. Опыт собирания архивных материалов и подготовки студентов к анализу рассказов о себе нашел отражение в нескольких пособиях, среди которых основными являются: В.Г. Безрогов и др. «Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях» (М., 2002) и Е.Н. Астафьева и др. «Биографическое интервью» (М., 2002). Публикация материалов Архива В процессе сбора и изучения воспоминаний о детстве, хранящихся в Архиве, неоднократно возникала мысль об их публикации. Теперь благодаря сотрудничеству с журналом «Развитие личности» мечта становится реальностью. В данном номере в качестве первой публикации вниманию читателя предлагается одно из эссе на тему детства, хранящееся в коллекции самостоятельно записанных воспоминаний1. Ниже мы помещаем обращение о том, какого рода воспоминания и как принимаются в наш Архив на вечное хранение. Мы будем рады каждому, кто захочет рассказать историю своего детства, обогатив ею память, опыт и мудрость современников и потомков, кто захочет вместе с нами изучать уже собранное. Завершает представление нашего проекта избранная библиография по данной теме для тех, кто захочет узнать больше о таком направлении, как изучение детства с помощью автобиографий. 2. В поисках уходящего детства. Обращение о приемематериалов в Архив воспоминаний о детстве2 У любого человека есть шанс войти в историю Уважаемый друг! У любого человека есть шанс войти в историю. Университет Российской академии образования приглашает всех его использовать. Каждый из нас является хранителем того, что представляет огромную ценность для исторической памяти, — воспоминаний о прошлом. Не держите их только в своей голове, поделитесь ими, переложив на бумагу, и они станут достоянием будущих поколений. Нас интересует Ваше детство... Вы, конечно, спросите, что именно нас интересует, ведь воспоминания каждого человека обширны и разнообразны. Отвечаем — нас интересует Ваше детство от первой минуты до перехода в общество взрослых, а также оценка влияния Вашего детства на всю Вашу последующую жизнь. Зачем и почему? Изучение детства как особого периода человеческой жизни важно и для педагогов, и для психологов, и для социологов, и для историков. Посмотрите, как быстро меняется с каждым поколением «облик детства» — у наших детей уже другие игры и игрушки, другая одежда, другие книги, другие интересы, другие нормы поведения и т.д. и т.п. Что сохранит особые черты детства Вашего поколения, кроме Вашей памяти? Но все же детство — это всегда детство, и в нем существует много общего для всех времен. Для современного воспитания детей необходим этот опыт прошлого. Опыт не только воспитателей, родителей, учителей, но и самих детей, каждого из нас, бывшего когда-то ребенком. Так важно услышать именно детский голос, Ваш голос, хотя он и исходит теперь уже от взрослого человека. Мы собираем любые воспоминания о детстве В специально созданном архиве мы собираем любые воспоминания о детстве, о всех вписавшихся в него чувствах и событиях, потерях и достижениях. Написанный человеком любого возраста и пола, любой профессии и живущего в любом населенном пункте нашей страны — каждый текст бережно сохраняется для потомков. Каждой работе будет присвоен шифр, и Ваше имя, если Вы его сообщите, не будет раскрыто без Вашего согласия. Мы будем очень признательны, если Вы сочтете возможным сообщить свое имя, фамилию и адрес. Предполагается лучшие работы опубликовать, и возникнет необходимость связаться с автором для получения разрешения на это. Однако воспоминания о детстве могут быть анонимны. Если Вы не захотите указать свое имя, Вы абсолютно свободны не сообщать его. Необходимо только указать правильно годы, в которые проходило Ваше детство, а также село или город, где Вы жили и живете; Ваш пол и профессию. Нас интересуют прежде всего Ваши личные детсткие переживания... Нас интересуют не только исторические события, свидетелем которых Вы стали, а прежде всего Ваши личные детские переживания, яркие впечатления, радости и горести, победы и поражения, жизнь в будни и в праздники, все, что сохранила память о детстве и юности до мельчайших подробностей. Мы были бы рады даже описанию лишь отдельных эпизодов Вашего детства, наиболее крепко врезавшихся в память. Но Вы полностью свободны в определении содержания воспоминаний, которые пожелаете нам прислать. Во многих семьях хранятся уже написанные воспоминания, в том числе и о детстве Ваших родственников. Если Вы предоставите их нам хотя бы для копирования, мы будем Вам очень благодарны. Многих может смутить отсутствие опыта в литературных писаниях. Поэтому мы подчеркиваем, что эта сторона вопроса в нашем случае значения не имеет. Если Вам легче, вспоминая, говорить, а не писать, Вы можете использовать магнитофон и прислать нам кассету. Объем воспоминаний не ограничен Объем воспоминаний не ограничен. Хотя нас интересуют любые воспоминания о детстве, мы все же хотим сообщить тот примерный перечень вопросов, ответы на которые нам особенно важны и которые могут войти в Ваши воспоминания (в любой последовательности). Однако возможен ответ только на один или несколько из них, показавшихся Вам наиболее интересными. Предложенные вопросы — не анкета в строгом смысле, а лишь приглашение стать писателем, Автором своих Воспоминаний о Детстве. Нередко каждый вопрос — целая тема, и при ее обсуждении желательно распределить материал по разным эпохам детства в зависимости от возраста, к которому относятся Ваши воспоминания, — дошкольному, младшему, среднему или старшему школьному. * * * • Считаете ли Вы свое детство счастливым периодом Вашей жизни или нет? Почему? • Считаете ли Вы свое детство важным или малозначимым периодом для Вашей взрослой жизни? Предпочитаете ли Вы его забыть или оно продолжает звучать в Вас и воздействовать на Вашу нынешнюю жизнь? • Расскажите о своих самых ранних воспоминаниях. С какого возраста Вы начинаете себя помнить постоянно? Какое первое событие, чувство, ощущение и т.п. осталось в Вашей памяти? Как Вы думаете, почему именно оно сохранилось в Вашей памяти? • Вспомните свое отношение к близким взрослым на разных этапах своего собственного детства. Кто и когда был для Вас наиболее значим и любим? Почему? Кого Вы больше всего боялись? Вспомните и проанализируйте какой-нибудь эпизод, в котором общение с родителями и другими близкими родственниками, их реакция на Ваши действия оказали на Вас глубокое воздействие, сказавшееся на дальнейшем развитии Вашего характера и мировосприятия. • Вспомните свои собственные детские страхи и проанализируйте причины их происхождения, длительность и процесс изживания/неизживания. Интересны также воспоминания о детских снах и фантазиях. • Помните ли Вы свои собственные детские капризы? Что послужило поводом для них? А причиной? • Было ли Вам свойственно чувство стыда? Запомнился ли Вам какой-либо эпизод, когда это чувство проявилось с особой силой? • Каковы были игры, которыми Вы увлекались на различных этапах своего детства, каковы были их правила? Каким игрушкам Вы отдавали в детстве предпочтение? Что было лучше — играть купленными игрушками или самостоятельно сделанными? Какие игрушки Вы мастерили сами? Что для Вас в игре было самое важное — процесс или результат? Изобретали ли Вы игры сами или их придумывали для Вас взрослые? • Каково было Ваше детское отношение к вере и Богу? Когда Вы задумались о Его существовании? Сделали ли Вы это сами или с помощью кого-нибудь из взрослых или сверстников? Каким Вы представляли Бога? Обсуждали ли Вы это представление с кем-либо? Наказывали ли Вас за то, что Вы верите или не верите? Спорили ли Вы с кем-то о том, есть ли Бог и каков Он? • Как Вы относились к школе? Ходили ли Вы в нее с радостью или поход туда был ужасен и тягостен? Как Вы воспринимали школу? Как место преимущественно для учения или лишь для общения? Как бы Вы оценили роль школьной эпохи в своей жизни? Как Вы относились к учителям? Расскажите о лучшем и худшем учителе в Вашей жизни. • Чем определялся выбор Вами друзей? Какие у Вас были взаимоотношения с друзьями и одноклассниками? Как начиналась Ваша дружба с кем-либо? Каковы могли быть причины ее разрыва? Какие были взаимоотношения у Вас со старшими и младшими братьями и сестрами? Кто из сверстников (и из других людей) принимались за врагов и почему? • Встречались ли Вы в своем детстве с проблемой «преодоления себя», выработки воли, бесстрашия? Пробовали ли Вы преодолеть собственную лень, эгоизм, грубость? Что помогало Вам в таких ситуациях? • Когда Вы поняли, что мальчики и девочки отличаются друг от друга? Когда Вы не хотели и когда захотели дружить с ребенком (подростком) другого пола? Как изменялись отношения между мальчиками и девочками в Вашем классе на протяжении всех лет обучения? Как проходила у Вас детская и подростковая влюбленность? Как Вы считаете, насколько в коллизиях Вашей взрослой жизни «виноват» опыт отроческой и юношеской любви? • Ваши столкновения с жестокостью — на улице, в семье, в школе... Кто в детстве наиболее жестоко обошелся с Вами? • Бывали ли в семье Ваших родителей конфликты? Как Вы относились к ним? На чьей были стороне? • Вступали ли Вы в конфликты с родителями, учителями, сверстниками? По какому поводу? Чем они заканчивались? • Какую роль сыграли амбиции и жизненный путь родителей в Вашей ориентации на будущую сферу деятельности, а какую — общие представления о ее престижности/непрестижности? Считаете ли Вы свою нынешнюю профессию своим призванием? Если нет, то что и когда помешало Вам реализовать себя? Каков был Ваш собственный жизненный опыт в выборе профессии? В каком возрасте Вы почувствовали, что «нашли себя»? Кто и что определило Ваш выбор? • Какие книги Вы любили читать в своем детстве (в разные его периоды) и почему? За что Вы любили детские книги? Были ли среди прочтенных Вами книг такие, которые перевернули Ваш внутренний мир? • Предпочитали ли Вы фильмы книгам? Какие фильмы Вы особенно любили? Каким было Ваше отношение к театру? Почему? • Когда и как Вы почувствовали, что детство кончилось? Было ли это резко и одномоментно или плавно и растянуто во времени? * * * Не бойтесь своей памяти Чем больше и чем правдивее Вы напишете о своем детстве, тем более полный портрет своего поколения и память о нем Вы сможете оставить в истории. Не бойтесь своей памяти, легче рассказать о своей судьбе, чем замкнуть ее в себе. Своим рассказом Вы помогаете психологам, педагогам, историкам, социологам, всем взрослым понять, как ребенок видит мир и что запоминает из своей жизни, а тем самым помогаете следующим поколениям лучше понимать и воспитывать детей, лучше растить их и лучше общаться с ними, с этим «маленьким народцем», держащим мир в своих руках, но видящим его по-своему, совсем иначе, нежели видят его взрослые дяди и тети. И помогаете теперешним детям в их нелегких поисках взаимопонимания и контакта со взрослым миром. Не забудьте указать наш точный адрес: 119180, Москва, ул. Большая Полянка, д.58, Университет Российской академии образования, кафедра педагогики, истории образования и педагогической антропологии, архив воспоминаний о детстве. 3. Избранная библиография по автобиографическому подходу к изучению детства 1. Антипова Т.В. Композиторы о своем детстве // Вестник Университета РАО. 2000. №1 (9). С. 102—109. 2. Астафьева Е.Н. Анализ поведения ребенка по материалам воспоминаний о детстве // Вестник Университета РАО. 2002. № 4. С. 142—151. 3. Астафьева Е.Н. Анализ ситуации семейного конфликта. По материалам воспоминаний о детстве // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. М., 2001. Вып. 4. 4. Астафьева Е.Н. Влияние авторитарной позиции отца на становление личности ребенка в семье (по материалам воспоминаний о детстве) // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 16. М., 2002. 5. Астафьева Е.Н. Воспоминания о детстве в контексте конфликтологии // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. М., 2001. Вып. 8. 6. Астафьева Е.Н. и др. Биографическое интервью: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 88 с. 7. Астафьева Е.Н. Материалы воспоминаний о детстве в вузовском курсе педагогической антропологии // Психолого-педагогическая подготовка специалиста: теория и практика. Тезисы докладов на Пятой Конференции по проблемам университетского образования 23—24 мая 2002 года. М., 2002. С. 6—7. 8. Астафьева Е.Н. Межличностные конфликты в воспоминаниях о детстве // Вестник Университета РАО. 2002. № 3. С.125—146. 9. Астафьева Е.Н. Межличностные конфликты в зеркале педагогической антропологии // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. М., 2001. Вып. 2. С. 94—102. 10. Безрогов В.Г. Архив воспоминаний о детстве — учебный центр для студентов Университета РАО // Психолого-педагогическая подготовка специалистов. Тезисы докладов на IV Конференции по проблемам университетского образования 21 мая 2001 г. М.: УРАО, 2001. С. 8—9. 11. Безрогов В.Г. Виды коллективной памяти в автобиографиях // Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций / Отв. ред. Е.А. Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 39—61. 12. Безрогов В.Г. Воспоминания как источник по истории детства и образования // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып.2 / Отв. ред. Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 65—78. 13. Безрогов В.Г. Воспоминания о детстве в подготовке будущего учителя // Психолого-педагогический компонент профессиональной подготовки гуманитария. Тезисы к конференции (Москва, май 2000). М.: УРАО, 2000. С. 5—7. 14. Безрогов В.Г. Воспоминания о детстве как источник по истории религиозной социализации в христианской культуре (XVII—XX вв.) // Вестник Университета РАО. 2002. № 3. С. 93—125. 15. Безрогов В.Г. Гендер, язык, память: размышляя над российскими автобиографиями ХХ века // Gender-Forschung in der Slawistik. Beitraege der Konferenz «Gender — Sprache — Kommunikation — Kultur», 28.April bis 1. May 2001, Institut fuer Slawistik, Friedrich Schiller-Universitaet Jena. Hrsg. von Jirina van Leeuwen-Turnovcova u.a. Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 55 (Wien, 2002). S. 311—319. 16. Безрогов В.Г. Детство в эпоху Разума и Просвещения (Избранные переводы воспоминаний о своем детстве западноевропейских авторов XVII—XVIII вв.) // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 6: Теория и история педагогики, педагогическая антропология / Отв. ред. Г.Б.Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 99—162. 17. Безрогов В.Г. Историческое осмысление персонального опыта в автобиографии //Формы исторического сознания от поздней Античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты) //Сб. научн. тр. памяти К.Д.Авдеевой / Отв. ред. И.В. Кривушин. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000. С. 130—174. 18. Безрогов В.Г. История детства в воспоминаниях XVII века — история детства, увиденная вновь ее творцами и участниками (Воспоминания о детстве как источник по его истории) //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып.4: История педагогики и педагогическая антропология. М., 2001. С. 130—157. 19. Безрогов В.Г. Как и во что верят дети? //Мир образования. 1997. № 5. С. 68—73. 20. Безрогов В.Г. Память текста: автобиография и общий опыт коллективной памяти //Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций /Отв. ред. Е.А.Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 5—38. 21. Безрогов В.Г. Семейные взаимоотношения глазами детей в материалах Архива воспоминаний о детстве // Актуальные проблемы семьи в современной России. Всероссийская научно-практическая конференция, 12—13 мая 2002 г. Сб. материалов / Отв. ред. А.С.Мещеряков, А.П.Парсиев. Пенза: ПГУ, 2002. С. 34—35. 22. Безрогов В.Г. и др. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 192 с. 23. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Автобиографический нарратив и его роль в разработке гуманистического подхода к истории образования // Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX— 90-е гг. XX вв.). М., 1998. С. 141—143. 24. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Детство в зеркале автобиографии // Вестник Университета РАО. 2001. № 1. С. 105—124. 25. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Память детства: об организации архива воспоминаний о детстве // Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. С. 125—127. 26. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю. Ребенок и его мир в зеркале воспоминаний: Методическое пособие по практике. М.: УPAO, 1998. 27. Владимиров Л.Е. Автобиография как предмет изучения для самовоспитания // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 18. М., 2002. С. 92—166. 28. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. и пред. В.С.Мухина и А.А.Хвостов. М.: Академия, 2001. 29. Зарецкий Ю.П. Детство в средневековой автобиографии: святой Августин и Гвиберт Ножанский // Вестник Университета РАО, 1(5), 1998. С. 63—81. 30. Кауфман М. Роль личного опыта и личных жизнеописаний в гендерных исследованиях // Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт. Иваново, 2002. С. 175—185. 31. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 32. Кошелева О.Е. «Сказка — ложь, да в ней намек»: сказки, дети и педагогика в автобиографическом отражении // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 16. М., 2002. С. 93—105. 33. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и России эпохи Просвещения. М., 2000. 34. Никольская И.М., Бернадская Т.И. Воспоминания взрослых о детских болезнях и боли // Психологическая газета. 1997. 11 (26). 35. Нуркова В.В. Образование как автобиографический факт // Индивидуально-ориентированная педагогика. М.; Томск, 1997. С. 58—68. 36. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000. 37. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III—XVI вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. 164 с. 38. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве эпохи Рационализма и Просвещения (XVII—XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. 172 с. 39. Покельс К.Ф. История юности Жака Флуура. Опыт эмпирического исследования человеческой души // Вестник Университета РАО. 2000. № 1(9). С. 109—123. 40. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии /Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.: Изд-во РОУ, 1998. 432 с. 41. Сидоренко Е.Б. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. 42. Соловьев Г.Е. Антропологическая подготовка педагога. Ижевск, 2001. 43. Соловьев Г.Е. Биографический метод в деятельности социального педагога и социального работника. Ижевск, 2002. 44. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. М., 2000. 180 с. 45. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997.я 46. Шлюмбом Ю. Рождение индивидуальности: Воспоминания о детстве в «Практической психологии» Карла Морица и развитие автобиографии // Вестник Университета РАО. 1999. № 2 (8). С. 114—131.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |