|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политикеСтр. «117—137» Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение)*Аннотация. Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже – в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов. Авторы рассматривают типологию делинквентности и задаются вопросом: возможно ли преодолеть архетип делинквентности? Обсуждается социально-психологическая реальность развития и бытия личности в понимании мыслителей конца XIX – первой половины ХХ века: социальные условия; предпосылки развития; внутренняя позиция самого человека как личности. Теоретический аспект работы обусловлен позицией авторов в отношении: к анализу условий развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальной реальности и образования амбивалентных социальных ориентиров человечества в процессе его истории; к пониманию феноменологии развития в обществе сущностно амбивалентно ориентированных субъектов – носителей амбивалентных качеств; к значению для развития самой личности подростка спонтанно сложившейся или синкретически выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему. Рассматриваются особенности развития первого звена структуры самосознания: отношение к своему имени и к себе телесному. Показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов на протяжении шести лет. Ключевые слова: социально-психологическая сущность человека; принудительная сила социальных условий; генотип; внутренняя позиция; амбивалентные ценности социальной реальности; воспитание;психологическое сопровождение делинквентных подростков; архетип делинквентности подростков; принудительное давление культуры и субкультуры; феномен коллективных представлений в рамках конкретной субкультуры; амбивалентные личностные качества человека; структурные звенья самосознания; первое звено самосознания – имя как кристалл личности и социальный знак, тело как материальная и психическая сущность проявлений человека. Psychological support of delinquent teenagers: the project and its realization (Is it possible to overcome the archetype of the delinquency?) (continuation)Abstract. The conditions of education and psychological support of adolescents deprived of parental care and bringing up in boarding schools and later – in professional colleges, lycees and military schools are considered. Methodological and theoretical approaches to educational conditions’ organization; empirical experience of the authors in the sphere connected with the organization of conditions for education and psychological support; innovational elaboration of new approaches to organization of psychological support; the results of longitudinal psychological support under the conditions of innovational approaches are discussed. The authors examine the typology of delinquency and put a question: is it possible to overcome the archetype of delinquency? Theoretical aspect of the study is determined by the authors’ position in respect to: analysis of conditions of development and existence of every new generation in the context of social reality and formation of ambivalent socialguidelines in the history of mankind; understanding of phenomenology of development in society of ambivalently oriented subjects – bearers of ambivalent qualities; meaning for adolescent’s personality development such factors as conscious, self-reliant inner position towards oneself as a person, towards own place in the world, towards own present and future. Peculiarities of development of the first element in self-consciousness’ structure – features of attitude to own name and bodily self – are discussed. The results of practical work and psychological support of delinquent adolescents for six years are presented. Keywords: ambivalent values of social reality; upbringing; psychological support; conditions of education and psychological support of delinquent adolescents; archetype of delinquency; forced pressure of culture and subculture; phenomenon of collective representations within the bounds of concrete subculture; ambivalent personal qualities of a man; socio-psychological essence of a man; compulsory force of social conditions; the first element of selfconsciousness; name as a crystal of personality and a social sign, body as material and mental essence of person’s Self-manifestation.
____________________________ * Продолжение. Начало см. «Развитие личности». – 2014. – № 4.– С. 202–217; 2015. – № 2. – С. 57–67.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |