|
|||
Авторизация
|
Подарок для читателей журналаСтр. «235—245» ИЗ ДНЕВНИКА АМИЕЛЯ* Предисловие и редакция Л.Н. Толстого Перевод с французского М.Л. Толстой(Продолжение. Начало см. No 3/2014, 4/2014) Существо мыслящее может поставить себя на все точки зрения 1-го февраля 1876 г. Сегодня вечером мы беседовали о бесконечно-большом и бесконечно-малом. Бесконечно-большое кажется госпоже X... более ясным, чем бесконечно малое, потому что бесконечно-большое есть число, слагающееся из самого себя, тогда как она не умеет анализировать то, что должно быть измеряемо другим способом. Существо мыслящее может поставить себя на все точки зрения и заставить жить свою душу всеми способами, но надо признаться, что очень мало людей пользуются этой возможностью. Люди вообще как бы заключены в тюрьме, привинчены к своим обстоятельствам, почти как животные. Они не подозревают этого совсем, потому что они не судят себя. Поставить себя вне всех своих состояний и смотреть внутрь своей жизни и своего существа есть дело критика и философа. Пускай воображение боится призраков Пускай воображение боится призраков, которые оно само себе творит, – это простительно ему потому, что оно воображение. Но чтобы ум подчинялся или боялся тех категорий, которые он порождает, – непростительно ему, потому что он, как сила критическая, не может быть обманут. Сотворенное не может быть больше творца А между тем суеверия величины есть обман ума, творящего понятие пространства. Сотворенное же не может быть больше творца, сын не больше отца. Тут необходима поправка. Ум должен освободиться от пространства, дающего ему ложное понятие о нем самом. Но освобождение это возможно только тогда, когда мы научимся видеть пространство в уме, вместо того, чтобы видеть ум в пространстве. Как же так? Возвратив пространство к его основному свойству. Пространство есть рассеяние, ум – сосредоточение. <...> _______________________________ * Амиель Генри (Henri Amiel). Из дневника Амиеля. – СПб.: Типография В. Демакова, 1894. – 107 с. [Для интеллигентных читателей. Издание «Посредника». Допущено цензурою. С.-Петербург, 2 сентября 1894 года].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |